Создано 16 Ноябрь 2012 Автор: Super User

 1.  Цели и задачи программы развития

Результаты исследований мы обсудили на педагогическом совете, Совете школы.

В ходе обсуждения возникли следующие разногласия:

  • современный педагог заинтересован в образованной, деловой личности. Считают, что знания важнее нравственности.
  •   Обществу нужны рациональные люди, а не «благородные мыслители». Воспитать функционера сможет только школа. Социально-культурная среда- «излишняя роскошь».
  • 50% педагогического коллектива желают воспитать гармоническую личность. Утверждают, что не приспособленный, неадаптированный в социальных условиях человек, не сможет реализовать свои знания.

Из данных противоречий выявили следующие проблемы:

1. Личностные

  • Неумение обучающихся ориентироваться в социокультурной среде района;
  • Недостаточные умения учащихся решать нестандартные жизненные ситуации;
  • Недостаточно развиты исследовательские, творческие умения учащихся;
  • Недостаточный уровень самоопределения учащихся в выборе профессии;
  • Неумение адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

2. Управленческие

  •   Линейно-функциональная модель управления эффективна в режиме функционирования, но не способна к оперативным нововведениям;
  • Недостаточно высокий уровень методической работы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;
  • Недостаточно развита материально-техническая база школы.

Это позволило сформулировать название Программы развития «Социализация личности в условиях адаптивной школы».

Цель программы развития: социализация личности в условиях адаптивной школы.

Задачи:

  • решать задачи социальной адаптации;
  • стремиться обеспечить оптимальное развитие каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальностью;
  • проводить профилактическую работу с трудновоспитуемыми детьми и подростками;
  • использовать идеи социальных проб, т.е. упражнений по самооценке учащихся своих возможностей и выбору способов поведения в различных социальных ролях;
  • ознакомить родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой (в частности, с технологией социализации);
  • создать отношения сотрудничества, сотворчества, соуправления всех участников педагогического процесса;
  • создавать, организовывать ситуацию успеха с последующей позитивной оценкой.

Главная цель педагогического коллектива, отдельного педагога- вывести личность ребёнка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим.

Социально – педагогические задачи, решаемые в рамках данной проблемы:

  • создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;
  • предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности;
  • формирование в школе эмоционального поля взаимоотношений, обеспечивающих уважение к личности ребенка (на уровне "учитель - ученик", "ученик - ученик", "учитель - учитель", "ученик - родитель", "учитель - родитель").

Управленческие задачи:

  • обеспечить оптимальный уровень воспитанности обучающихся;
  • обеспечить эффективные условия для адаптации обучающихся;
  • обеспечить организацию работы с социумом;
  • создать условия для достижения оптимального уровня качества знаний и личностных качеств;
  • создать условия для формирования компетентности выпускников;
  • создать условия для формирования готовности к жизни в семье и обществе;
  • обеспечить удовлетворение образовательных услуг за счёт школы на 60%.

Личностные задачи:

  • подготовить к жизни универсальную личность;
  • подготовить к профессиональному выбору;
  • повысить уровень адаптации к социальной среде;
  • научить ориентироваться в мире ценностей, решать жизненные проблемы;
  • адаптироваться к жизни в меняющемся обществе, формирование гражданской позиции;
  • повысить уровень профессионализма учителей.

 

2.  Концепция развития адаптивной школы.

Современный выпускник должен быть способен к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию себя.

Выполнить такие задачи невозможно в рамках традиционной технологии- педагогических требований, основанных на внешней мотивации деятельности обучающихся, на принуждении.

В новой технологии ставка делается на внутриличностные факторы мотивации учащихся, на присущие детям природные потребности саморазвития, на стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению.

В основе концепции лежит кредо педагогического коллектива, включающее такие положения, как признание

  • ценности и уникальности личности (самоценности и индивидуальности каждого ребёнка, педагога и любого человека);
  • приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума;
  • необходимости ориентации на зону ближнего развития каждого ученика;
  • право свободного выбора ребёнком сфер приложения сил в организацию школьной жизни.

 

3.  Основное концептуальное положение.

Двуединство процессов воспитания и самовоспитания, воспитательной и образовательной сфер в развитии личности при ведущей роли воспитания.

Обеспечение выпускников школы всем необходимым для их последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социальной среде.

Теоретическим основанием программы развития избраны работы М.Б.Кардонского, Б.В.Куприянова, В.И.Ланцберга, Е.Я.Ямбурга, Р.М.Цымбала.

Использованы:

  • теория личностно-ориентированного обучения (Е.А.Бондаревская);
  • теория педагогики успеха (К.Д.Ушинский, У.Глассер, А.А.Андреев);
  • идеи ценностного управления (Е.А.Ямбург);
  • роль и содержание социализации в становлении личности подростка (И.С.Кон, Г.М.Андреева);
  • концепция школьных воспитательных систем (Л.И.Новикова).

Приоритетная цель – адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания обучения, условиям развития школы в целом, путем введения в учебно–воспитательный процесс новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных условий для развития личности ребенка. Вывод личности в режим саморазвития.

 

4.  Миссия адаптивной модели школы.

Социализация личности ребёнка возможна в адаптивной школе, где образованный учитель стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к воспитанникам с их индивидуальной особенностью, с другой - по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.

Такая школа предполагает смешанный контингент учащихся, где учатся одарённые и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно- развивающем обучении. Главным итогом такой деятельности школьников является социально- педагогическое обеспечение адаптации учащихся, содействие интеграции общественного целого.

Исходной посылкой является положение: «Можно и нужно учить всех детей без исключения, вне зависимости от их способностей и склонностей, индивидуальных различий».

Девиз педколлектива: «Воспитание истинное- это воспитание в режиме повседневной жизнедеятельности детей».

При этом процесс воспитания не подавляет и не подменяет другие образовательные процессы, а собирает их в целое, преобразует, придаёт им воспитывающую направленность. Поэтому наше образовательное учреждение мы относим к типу: «школа социализации, школа воспитания».

Концепция обучения – воспитывающая, в основе которой:

  • овладение школьниками культуры ценностных ориентаций, взаимоотношений, общения;
  • социальная адаптация учеников в реальной жизни;
  • психологическая коррекция, снятие трудностей обучения, общения, взаимоотношений в учебном процессе.