Создано 03 Февраль 2015 Автор: Галина Анатольевна

Идут года своею чередою,

Когда-то был 20-ый и 30-ый.

И вот пришел такой и не такой

Наш юбилей 50-тый.

Школа в поселке- центр, куда от каждого дома ведет тропинка к знаниям, тропинка в будущее:

Здесь корни страны, здесь истоки народа,

Снегов белизна, алый отблеск восхода,

Здесь купол небес  ослепительно синий

И сельская школа-надежда России.

Школа № 2 всегда шла в ногу со временем, и какие бы задачи перед ней ни ставились, достойно справлялась с ними. Да и как же иначе, ведь руководили ею умные, бескорыстные, энергичные и талантливые директора. За это время сменилось семь директоров, и все они оставили заметный след в истории школы. Не секрет, что именно руководитель определяет курс, которому следует коллектив, поэтому огромная ответственность лежит на нем. И вот такую ответственность взял на себя первый директор школы № 2 в 1965 году Горяинов Геннадий Терентьевич. 

Это был очень умный, грамотный, добрый и  в то же время строгий директор. Встречал учителей и учеников каждый день в фойе школы, это дисциплинировало всех. Ведь дисциплина начинается с директора и учеников. Тогда и с детей можно что-то требовать. Всех знал в лицо, все видел и замечал. А учеников было 1.400 человек! Кого-то пожурит, кого-то похвалит. Дети его любили. Был он строг, но внимателен. Внимателен к нуждам учеников и учителей. Геннадий Терентьевич курировал уроки биологии и физкультуры, да и другие предметы не оставлял без внимания. И после каждого посещения  обязательно - разбор урока. А делал это мастерски, сначала только положительное отметит, а уж потом  улыбнется и скажет: « А вот тут можно было по-другому, вы так не считаете?»  Очень любил, когда на уроках педагоги использовали художественную литературу в качестве дополнительного материала. Зайдет в учительскую- высокий, красивый- сразу тишина! А он только расписание посмотрит, учителя- журналы в руки  и в класс. Но в обиду учителей своего коллектива не давал, хотя умел и наказать . Берег коллектив и приветствовал желание учиться. Не любил ленивых и тех,  что « ботинок лижут». Каждую пятницу проводились тематические вечера -директор до последнего ученика оставался в школе. Каждый год в сентябре вся школа помогала совхозам убирать урожай, работали в две смены. Изо дня в день Геннадий Терентьевич на поле вместе со всеми, едой и водой обеспечит детей и учителей. И военные игры «Зарница» и « Орленок»  не обходились без него, впереди всех мелькала его фуражка. А еще душа компании был, веселый, простой и в трудную минуту умел прийти на помощь. Вот что вспоминает Л.П. Кидямкина: «Педсоветы проходили всегда в толковой обстановке. Когда начинал говорить Горяинов, слышно было только единое дыхание огромного коллектива. В чей-нибудь день рождения соберемся в кабинете чай пить, он с нами обязательно посидит, а потом скажет: «Вы, женщины, посидите , а я подежурю.» Однажды в г. Омск приехал цирк на воде, и директор сумел достать билеты на весь коллектив и в цирк, и в театр. Поехали с ночевкой, ведь он еще сумел гостиницу организовать. Ох, и веселая получилась поездка! А в1972 году я институт закончила, собрались у меня в крошечной избушке , и директор к простому учителю пришел , из одного чугунка с нами уху хлебал и веселился наравне со всеми. Мне повезло работать  с таким замечательным человеком». Умело директор организовал работу школьного родительского комитета, который первым помощником был педагогам школы в воспитании подрастающего поколения. Геннадий Терентьевич знал каждый класс, каждый стол, каждую трещину в столе. Ничего не нажил для себя. Все для школы. Впоследствии Геннадий Терентьевич работал деканом  финансово-кредитного техникума в Омске. И умер «на бегу». Весь коллектив школы №2 ездил проводить своего директора в последний путь.

dubenskiВ   1976 году на должность директора был назначен Юрий Петрович Дубенский. Сам был выпускником этой школы. В 27 лет стал ее директором . Школа была самой крупной в районе, здесь работали профессионалы высокого класса, а многие преподаватели были учителями Юрия Петровича. Но молодой директор своим тактом, интеллектом завоевал уважение коллег. Будучи руководителем,  Юрий Петрович поступил в аспирантуру при Челябинском педагогическом университете и успешно закончил ее. Однажды   молодого директора вызвал в райком В.Д. Соломатин и поделился своей идеей о создании первого в России сельского зоопарка. Именно на территории БСШ № 2 при поддержке директора, учителей и  учащихся произошло зарождение будущего чуда- Большереченского зоопарка. По словам Н.В.Кубаревой, Ю.П.Дубенский был прекрасным организатором, всем коллективом  выезжали на природу. И здесь душой компании был молодой директор. До сих пор вспоминается его игра на гитаре и проникновенное исполнение песен. А какие дискотеки устраивал он со старшеклассниками! Об этом, конечно, помнят выпускники тех лет. Сегодня Юрий Петрович Дубенский заслуженный профессор ОМГУ, доктор педагогических наук; заведующий кафедрой социальной работы, педагогики и психологии. Он не забывает родную школу, которую когда-то закончил, где был директором. Юрий Петрович знает, что здесь его помнят, любят и гордятся им.            

Все начинается со школы, а школа-с учителя! Коллектив учителей -  большая сила, но поднимает и ведет за собой эту большую армию директор. Таким «полководцем» и был Николай Семенович Крайнов, пришедший  на смену Ю.П.Дубенскому в  1984 году. Был он крепким хозяйственником, для директора это очень важно. В то время в школе был сплоченный, сильный корпус завучей, поэтому в учебную работу предпочитал не вникать, так как уверен был в своих заместителях. Ему пришлось развернуть бурное строительство, так как кабинетов катастрофически не хватало в связи с прибавлением учащихся. Пришлось отгораживать часть рекреаций. В школе появился кабинет ОБЖ, группы продленного дня, методический. При Николае Семеновиче был открыт первый кооператив «Солнышко» по производству школьной мебели, сделан теплый туалет для девочек. К работе привлекал юношей-выпускников. Николай Семенович имел тесный контакт с шефами, которые серьезно помогали школе. Много в то время пришло молодых учителей, которых он опекал по-отцовски. Некоторые еще получали высшее образование заочно, и Николай Семенович всегда держал руку на пульсе: самолично приезжал в институт и интересовался, как его педагоги сессию сдают и как себя зарекомендовали. Умел прислушаться к разумным советам,  не было в нем гордыни. Коллектив свой женский уважал, успехами  школы бывал чрезвычайно горд. А как преображалось его лицо ,когда он улыбался! И сказать правду от души мог, невзирая на чины. Среди директоров школ района, да и в районе вообще, пользовался огромным уважением. И уж тем более в родной школе, так как был человеком слова и дела

DorohinaЖенщина - директор- это сторож и администратор, учитель, менеджер, завхоз, советчица- судья, но не диктатор. Так можно охарактеризовать директора школы №2 с 1995по 1999 годы Дорохину Татьяну Германовну. Новое время- свежие веяния, и в школе появляется руководитель новой волны. Ее основные качества- компетентность в вопросах законодательства, справедливость и ответственность. Главное для нее- вести школу по курсу «выйти за рамки обычного». Сама творческая личность, Татьяна Германовна убеждала: «Надо не давить на ребенка, а ставить перед ним такие задачи, которые он способен выполнить». Именно о ней можно сказать: воспитатель- это человек, рожденный для дружбы, не для власти. Ее материнскую опеку ощущали и подрастающее поколение, и молодые учителя. Да и сама директор гордилась своим неформальным общением с молодежью. Ее ученики вспоминают о ней как о друге, о старшем товарище, которому можно было задать любой вопрос, обсудить сложную проблему. И в коллективе приняли ее заботы, творческие инициативы, заговорили о воспитании в школе гармоничной личности. А вместе с тем нужно еще справляться с хозяйственными заботами день ото дня, душой болеть за все на свете, во все вникать. Л.И.Зюликова вспоминает: «Ветер перемен вошел вместе с Татьяной Германовной. Живой фонтан идей бил из этого неугомонного человека. Главная ее идея - найти изюминку в каждом учителе и помочь развить ее. С ней было о чем поговорить и старшему поколению- умела выслушать, понять. Творческая, яркая, самобытная личность! А как она пела! Завораживала! Интересно было работать в этот период, читали и обсуждали книги, устраивали творческие встречи. Спокойная, милая, но и требовательная, она вела школу по тому пути, что диктовало время». А вот мнение в то время молодого педагога Г.А.Малуновой: «В этой, на первый взгляд, обычной учительнице был стержень, стремление знать и уметь больше, учиться и учить новому. Нелегко ей было в те 90-ые годы: нестабильность, безработица, забастовки, политические неурядицы отложили свой отпечаток и на образовании. Время испытывало директора на прочность, но она не сломалась, с достоинством выдержала самые тяжелые времена. Татьяну Германовну  можно смело назвать Человеком с большой буквы. И я благодарна судьбе, что в моей педагогической деятельности встретился именно такой директор школы, как  Дорохина Т.Г. , которая всегда была рядом и помогала советом, добрым словом и просто человеческим отношением».

scherbakovВ 1999 году в школу приходит молодой директор - Александр Викторович Щербаков - в истории школы –самый юный руководитель .Энергичный, полный новых идей, в меру амбициозный, с рвением берется за все дела ,вовлекая  в новые формы работы и педагогический коллектив: огромное количество выездных курсов проводилось на базе школы №2, начиналась работа над программами развития , вводилась новая форма сдачи выпускных экзаменов в формате ЕГЭ , всему руководящему составу нужно было освоить менеджмент. Кстати, сорокалетний юбилей школы был подготовлен и успешно проведен под руководством Александра Викторовича. Ох, и непросто было ему в  женском коллективе ,да еще с небольшим опытом работы! Но выдюжил, выстоял! Сила воли плюс характер, огромное желание помогли справиться со всеми трудностями. Отрадно отметить, что Александр Викторович никогда не принимал серьезных решений в одиночку, его всегда волновало мнение коллектива. Многому учился он у педагогов- стажистов, не видя в этом ничего зазорного. Кроме педагогической деятельности приходилось ему наравне с рабочими менять батареи  в школе, устраняя аварийные ситуации, стеклить окна, ставить елку к Новому году и многое другое. Он был заводилой во многих мероприятиях и непосредственным участником, будь то соревнования, концерты или творческие вечеринки, где неизменным спутником его была гитара и добрая песня. За внешней суровостью и немногословностью на самом деле угадывалась ранимость и человечность, скромность и умение сопереживать, прийти на помощь в трудную минуту. И с чувством юмора у него было все в порядке! А главное-ответственность, работоспособность, требовательность, прежде всего, к себе и  другим. И это заслуживает огромного уважения! Пословица: «Посади дерево, построй дом и вырасти сына»- как раз о нем. Не могли не заметить молодого, энергичного директора. Так и вышло. Сейчас Александр Викторович – заместитель председателя комитета по образованию. И думается, что это только начало большого пути!

semenovВ народе говорят: «Человек на своем месте». Действительно, людей, которые все силы отдают своему делу, немного. К этим немногим относится и Александр Леонидович Семенов, заступивший на пост директора школы в 2006 году. Он мальчишкой мечтал посвятить себя педагогике, шел к этому долгие годы и достиг своей цели. Большую роль в выборе профессии, по словам Александра Леонидовича, сыграл его учитель Дубенский Юрий Петрович. До прихода во вторую школу Семенов А.Л. руководил сельской школой в с. Новологиново, поэтому опыт административной работы уже был, но масштабы работы ожидали, конечно, другие, а с ними и трудности. Но с первых  дней (а это удается немногим) он смог завоевать авторитет среди коллег и учащихся. По воспоминаниям Ю.М.Гуселетовой: «Всегда подтянут, ухожен, с несколько «дворянскими» манерами и приветливым лицом- вот таким  запомнился он ученикам и коллективу. Никогда не повысит голоса, даже с самыми неуправляемыми  детьми мог интеллигентно, спокойно провести профилактическую беседу. А какие стихи писал Александр Леонидович! Не раз эти трогательные строки можно было услышать со сцены. Иногда стихи складывались в песни, музыку к которым тоже писал сам».  Отличался своим профессионализмом он и на уроках. Использование дополнительной литературы, новых технологий  помогало проводить Александру Леонидовичу уроки насыщенно и  необычно. Сочетание творчества и педагогического мастерства делали этого человека не просто интересной, а незаурядной личностью, которая могла расположить к себе любого и повести за собой к новым знаниям и открытиям. Самовоспитание, самодисциплина, постоянное повышение своего профессионализма - неотъемлемые качества Семенова А.Л.  Сегодня он занимает ответственную должность  начальника Управления образования Администрации Иссилькульского муниципального района Омской области.

Уходят те, кто были у истока,

Но их преемники традиции хранят…

rodionovaТаким преемником стала в 2008 году выпускница этой же школы отважная женщина Людмила Федоровна Родионова. Сегодняшние тенденции очень изменились по сравнению с прошлым столетием, когда женщина у руля- это нонсенс. Сегодня как-то более привычно воспринимается женское лицо у кормила, хотя ей безумно труднее, чем мужчине-лидеру. На этот шаг, действительно, нужна отвага. Но женщина, которая любит свое дело, отождествляет себя с ним, может очень многое сделать. Женщины, может быть, больше, чем мужчины видят прогресс и динамику развития своей организации. Вот и девизом Людмилы Федоровны стали слова: «Делай все должным образом. Каждый последующий год должен быть успешнее предыдущего». Ее отличительными чертами являются последовательность и логичность принятых решений, вовлечение в деятельность всего коллектива: и обучающихся, и педагогов. Особенно трудно ей было в начале пути: непонимание, неверие…. Но упорство, желание во что бы то ни стало добиться поставленной цели принесло свои плоды. Преобразования невероятные: новое компьютерное оснащение, оборудование и мебель в столовой, приобретение школьной мебели и пополнение библиотечного фонда, оснащение и переоборудование медицинского кабинета, пластиковые окна и двери, замена полового покрытия, новая пожарная сигнализация, приобретение автомобиля и многое другое. Один спортивный зал чего стоит! (а стоит он 847 тысяч).И вообще цифровое освещение впечатляет -затраты по региональной программе «Доступная среда»  за последний учебный год составили более 2 млн. рублей. Да, характер непростой, да бывает чрезмерно строгой, кому-то неудобной, но очень ответственная, болеющая душой за дело, которому служит, работоспособная и уважающая тех, кто честно и добросовестно выполняет свою работу. Л.А.Бородина, отзываясь о Людмиле Федоровне, отмечает: «К редким в наше время качествам следует отнести ее незлопамятность, отсутствие черной зависти, восприятие чужой беды и умение помочь в сложной ситуации. А еще этой хрупкой женщине удалось много добиться и правильно расставить приоритеты: школа для детей, школа без второгодничества, демократизация отношений». Людмила Федоровна человек креативный, творческий, готовый воспринимать новое, постоянно чему-то учиться. А еще (так уж сложилось по традиции в школе №2) она прекрасно играет на гитаре и поет. Все до сих пор помнят замечательный ансамбль нашей школы «Педсовет» во главе с директором. А сколько потом еще было участий в конкурсах уже совместно с детьми! Она первый болельщик на всех соревнованиях, где выступают и дети, и педагоги, а порой и организатор. Огромен список достижений всего коллектива за этот шестилетний период под руководством  Родионовой Л.Ф.(подробнее об этом можно узнать на сайте нашей школы)- и это неоспоримый факт!

МБОУ « Большереченская СОШ №2» всегда славилась добрыми  делами и грандиозными успехами, лучшими в районе учителями и умелыми, грамотными руководителями. Благодаря знаниям, педагогическому мастерству всего коллектива, школа находится в творческом развитии. Она, несмотря на свои 50, по-прежнему молода, неиссякаема на таланты, изобретательную инициативу, творчество, новизну.

Дроздова Г.Г-учитель школы №2.

Автор  благодарит за помощь в написании статьи коллег: Зюликову Л.И., Кубареву Н.В., Кидямкину Л.П., Бородину Л.А., Гуселетову Ю.М., Малунову Г.А., Дорохину Т.Г.