Создано 23 Ноябрь 2012 Автор: Super User

Положение о приёме детей в школу

Заявление в 1 класс.

Как творчески развивать ребёнка

Готов ли ваш ребенок стать первоклассником?

Советы детей папам

Советы родителям

Родителям первоклассника

Родителям о наказаниях

Задания для первоклассников

Советы психолога


Развитие самостоятельности у детей

Если мы хотим, чтобы наши дети выросли самостоятельными, то нам надо учить их не только бытовой самостоятельности, т.е. умению самостоятельно одеваться, есть, застилать кровать и выполнять несложную домашнюю работу, и не только умению самостоятельно общаться, но ещё и умению самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий. Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий?

Право выбора.

Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия. Например: "Ты хочешь разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только знай, что потом она может не собраться, и ты окажешься без машинки. Решай сам".
У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий. Например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо это сделать), как распределить на несколько дней вкусный десерт, в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ним, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе - если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку - он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно.

Планируйте дела с ребёнком.

Например, если мы хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если мы предложим: "Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи". Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё.

Играйте!

Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами, как настольным (игры с фишками, карты, шашки, шахматы, нарды), так и подвижным. Игра - это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни.

Режим дня - верный шаг на пути к самостоятельности. Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке приходится постоянно тратить силы на "организацию" ребёнка, постоянно "стоять над ним" и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.

Как привлечь ребёнка к труду.

Трудовая деятельность дошкольника не имеет общественно-значимого результата, а связана с общими задачами семьи и направлена на развитие самообслуживания. Вы просите малыша что-то отнести, что-то убрать и т.д. Обратите внимание, что на начальном периоде, это касается вещей и игрушек ребенка. Трудовая деятельность тесно связана с игрой и является средством развития личности ребенка. Так, ролевые игры учат детей воспроизводить труд взрослых, приобретают представления о необходимости труда, его полезности. Рисование, лепка, аппликация способствуют формированию умения ставить цель, затрачивать определенные усилия. Первыми трудовыми навыками детей является уборка своих игрушек. Приучить 2-3-летних малышей убирать в комнате почти невозможно. Это, пожалуй самая важная задача для родителей. Ребёнок должен привыкать находиться в чистоте. Родителям требуется быть настойчивыми и упорными в привитии малышу навыков наводить порядок в своей комнате (первое время со своими игрушками).
Полезные советы:

  • Покажите ребёнку личный пример. Если один член семьи проявляет аккуратность, а другой – неряшливость, то у ребенка есть выбор дальнейшего своего поведения.
  • Раскладывая вещи и игрушки малыша до года, обязательно словесно комментируйте свои действия.
  • Превратите уборку в игру, постарайтесь заинтересовать ребёнка, расскажите о пользе труда.
Как научить ребенка дружить с другими детьми?

Для этого малыша необходимо научить работать в команде, т.е. выполнять единые требования, принимать совместные решения. Переживать не надо – лидерские качества ребёнка сохранятся. Просто они буду развиваться не за счёт других детей. Развитие умений играть (работать) в команде осуществляется по нескольким направлениям. Первое – не развивать конкурентность и агрессивность ребенка по отношению к другим детям. Для этого родителям необходимо отказаться от сравнения детей, от оценивания их личностных качеств, от чрезмерного увлечения играми-соревнованиями. Согласитесь, что мы взрослые, тоже не любим когда нас сравнивают с кем-то. Малыши сильно переживают свою «второсортность» и проявляют агрессию, как форму защиты, к лучшему ребенку.

Чаще используя в общении с детьми местоимение «МЫ», «МЫ НЕПОСЕДЫ», «МЫ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ РЕБЯТА», «МЫ ХОРОШО УМЕЕМ ВЕСТИ СЕБЯ» и т.п. формируется чувство единения и сплоченности детей. Ребенок перестает чувствовать себя худшим из лучших или наоборот, лучшим из худших. Особенно помогают дружескому общению не только совместные игры, но и совместное творчество. Предложите деткам однодневные или многодневные работы по созданию макетов, рисунков, коллажей и т.п. Обязательно подчеркните ответственность каждого ребенка в работе. Похвалите каждого малыша за терпение, оригинальность и качество выполнения. Не забудьте никого!
Второе направление – научить ребенка жить по принятым правилам.
С раннего возраста детки должны понимать, что в каждой группе (семья, садик, гости, улица и т.д.) существуют определенные правила, соблюдение который ведет к бесконфликтному общению. Для лучшего пониманию правил требуется не только словесная инструкция, но и наглядность. Предлагаю наглядное пособие создать совместно с детьми. Выбираем цвета, приятные (на них разместим рисунки хорошего поведения) и неприятные цвета (на них размещаем рисунки плохого поведения). Вырезаем геометрические фигуры (развитие мелкой моторики рук), на которые наклеиваем правила поведения. Создаем коллаж. На большом листе наклеиваем правила поведения, принятые у вас дома, на улице, в гостях.


Памятка для родителей будущего первоклассника

Стратегия позитивного оценивания ребенка:

Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался» «Ты умный мальчик (девочка))
Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания или нарушения норм поведения («но сегодня что-то у тебя не получилось»).
Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Посмотри, у тебя получилось наоборот (не совсем так)»)
Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.
Выражение уверенности в том, что у него все получится («завтра (скоро) у тебя все получиться…»)

Общие рекомендации родителям будущих первоклассников:

Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла, ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него.
Помните о том, что у вашего ребенка тоже есть свои проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе с вами то, что его тревожит и огорчает. Спокойно обсудите с ним сложные конфликтные ситуации, объясните, как надо поступать в той или иной ситуации.
Заведите традицию беседовать с ребенком перед сном. Пусть он засыпает с приятными мыслями.
Никогда не высказывайте в присутствии ребенка дошкольника своих опасений относительно начала его обучения в школе.
Не срывайтесь и не кричите на ребенка. Даже если он совершил что-то, на ваш взгляд ужасное, держите себя в руках, старайтесь говорить ровным и спокойным голосом. Введите «разгрузочный» день, в этот день дайте себе слово не кричать на ребенка и не ругать его.
Пересмотрите свои требования к ребенку, всегда ли они обоснованы, не слишком ли вы много от него хотите.
Самые большие трудности у первоклашек вызывает письмо: пальчики непослушные и нетренированные.
Попробуйте в августе хотя бы по 20 минут обводить в тетради клеточки, рисовать в них кружочки, составлять орнаменты из палочек, лепить из глины, пластилина, выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, вырезание ножницами). Учите его правильно сидеть за столом, держать ручку, сосредотачивать внимание. Если у вас есть старые прописи, можно просто обводить буквы-образцы помногу раз.
Играйте с ребенком. Вот вы накрываете на стол, а ребенок рядом. Поставьте одну тарелку для себя и спросите: кто еще будет ужинать, сколько тарелок достать, а вилок, а чашек? Можно считать кусочки хлеба и помидоры для салата, сколько ступенек вы прошли, и сколько осталось. А еще очень полезно посчитать, сколько домов, поворотов, дорожек до школы.
И последнее. Во всем должна быть система. Те же палочки и кружочки пишите ежедневно в одно и то же время, не пропуская и не отмахиваясь.
Ваше спокойное и серьезное отношение к учебе ребенка - самый главный пример для подражания.
Больше любви и доброты в общении с ребенком, больше веры в его силы, больше терпения и выдержки и тогда всё получится.